Правила пользования НПТ

Об утверждении Правил пользования наземным пассажирским транспортом (с изменениями на 28 января 2014 года)

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ

ПРИКАЗ

от 18 декабря 1997 года N 332

Об утверждении правил пользования наземным пассажирским транспортом

(с изменениями на 28 января 2014 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 28 декабря 1999 года N 60;
распоряжением Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 7 февраля 2001 года N 18-р;
распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 24 октября 2005 года N 153-р;
распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 21 января 2010 года N 22-р;
распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 года N 101-р;
распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года N 17-р(Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.03.2013);
распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года N 8-р(Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 04.02.2014).
____________________________________________________________________

В целях улучшения транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга:

1. Утвердить «Правила пользования наземным пассажирским транспортом (автобус, трамвай, троллейбус)» согласно приложению к настоящему приказу.

2. ГП «Пассажиравтотранс», ГП «Горэлектротранс» и Государственному автопредприятию N 24 в двухмесячный срок оснастить подвижной состав новыми Правилами.

3. Считать утратившими силу приложения 1 и 2 к распоряжению Комитета транспорта и связи от 20.11.92 N 43.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета Карлова А.А.

Председатель Комитета
А.И.Чумак

Правила пользования наземным пассажирским транспортом (автобус, трамвай, троллейбус)

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом председателя
Комитета по транспорту
от 18 декабря 1997 года N 332

(с изменениями на 28 января 2014 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования наземным пассажирским транспортом и призваны способствовать повышению качества обслуживания пассажиров, а также обеспечению рациональной организации и безопасности пассажирских перевозок.

2. Пассажиры и работники наземного пассажирского транспорта должны бережно относиться к подвижному составу, зданиям и сооружениям на промежуточных и конечных остановочных пунктах, соблюдать чистоту, общественный порядок, требования настоящих Правил и быть взаимовежливыми.

3. Кондуктор — должностное лицо, уполномоченное транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным транспортом, реализовывать в салоне транспортного средства разовые проездные билеты и контролировать правильность оплаты проезда пассажирами. Он руководствуется должностной инструкцией и настоящими Правилами.

Кондуктор несет ответственность за безбилетный проезд пассажиров.

4. Контролер является представителем Центрального агентства городского пассажирского транспорта или предприятия пассажирского транспорта. Он имеет право проводить контроль наличия и достоверность проездных документов у пассажиров и выполнения требований настоящих Правил.

5. Пассажир, нарушивший настоящие Правила, привлекается к административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Порядок входа и выхода пассажиров

6. Вход пассажиров в транспортное средство и выход из него разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки подвижного состава. Вход разрешается только после выхода пассажиров.

6-1. При входе, выходе из транспортного средства пассажир во избежание падений и получения травм обязан держаться за поручни (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2011 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 года N 101-р).

7. Посадка и высадка пассажиров производится:

— в автобус, имеющий две двери, вход — через заднюю дверь, выход — через обе двери;

— в транспортное средство, имеющее три и более дверей, выход во все двери, вход — во все двери, кроме передней;

— в автобусах, где продажа билетов пассажирам осуществляется водителем, посадка производится только через переднюю дверь, а выход — во все двери; в экипировке автобусов, работающих по такому принципу, для пассажиров предусматривается соответствующая информация.

7-1. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в транспортное средство и при выходе из него (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2011 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 года N 101-р).

7-2. Посадка инвалидов-колясочников в специально оборудованные для инвалидов транспортные средства производится через вторую дверь по ходу движения после выхода пассажиров (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2011 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 года N 101-р).

8. Правом входа через переднюю дверь пользуются инвалиды, пассажиры с детьми дошкольного возраста, дети в возрасте до десяти лет, беременные женщины, граждане преклонного возраста и работники пассажирского транспорта при исполнении ими служебных обязанностей.

9. Лица, имеющие право бесплатного проезда, внеочередного приобретения разового проездного билета на автобусы пригородных маршрутов, где отсутствуют кондуктора, пользуются правом внеочередного входа и приобретения разового проездного билета у водителя при предъявлении соответствующих документов.

10. Для пассажиров с детьми, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста места в салоне транспортного средства обозначаются специальными надписями и (или) символическими изображениями (пиктограммами). Иные пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц (пункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2010 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 21 января 2010 года N 22-р.

11. Переполнение салона транспортного средства сверх установленной общей вместимости для данного типа подвижного состава не допускается.

12. Автобусы пригородных маршрутов останавливаются по требованию пассажиров для выхода на попутных остановочных пунктах городских маршрутов при следовании из загородной зоны.

Условия проезда и провоза багажа

13. Водитель обязан:

13.1. Соблюдать трассу маршрута. Полностью останавливать транспортное средство на всех обязательных остановочных пунктах, независимо от наполнения салона и наличия ожидающих пассажиров на остановке. На остановочных пунктах «По требованию» останавливать транспортное средство при наличии ожидающих на них пассажиров или по требованию пассажиров в салоне. Оказывать помощь инвалидам-колясочникам при посадке в специально оборудованные для инвалидов транспортные средства и высадке из них.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2013 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года N 17-р.

13.2. Плавно отправлять транспортное средство от остановочного пункта только после высадки и посадки пассажиров при полностью закрытых дверях.

13.3. Четко и правильно объявлять названия остановочных пунктов, а при изменении маршрута следования объявлять об этом на каждой остановке.

13.4. Напоминать пассажирам о необходимости и порядке оплаты проезда и провоза багажа.

13.5. При вынужденной остановке (неисправность подвижного состава, авария, затор и т.п.) на перегоне информировать об этом пассажиров, а при необходимости их высадки предупредить об имеющейся опасности при выходе из салона транспортного средства.

13.6. В случае причинения пассажиром материального ущерба транспортному средству принять меры к задержанию пассажира, виновного в случившемся, при возможности — привлечь свидетелей, а если потребуется — обратиться за содействием к сотрудникам милиции или дружинникам, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

13.7. Быть небезучастным к происходящему в салоне транспортного средства и принимать необходимые меры к оказанию безотлагательной медицинской или иной помощи лицам, нуждающимся в этом.

14. Проездной разовый билет действителен только на одну поездку в одном направлении.

15. В случае выбытия транспортного средства с маршрута выданные пассажирам разовые билеты действительны в следующем за сошедшим с маршрута транспортном средстве того же маршрута.

16. Пассажир обязан:

16.1. Войдя в салон транспортного средства, немедленно, не ожидая требований кондуктора, оплатить проезд и провоз багажа по установленному тарифу одним из следующих способов:

— путем приобретения у кондуктора (водителя) разового проездного билета;

— путем регистрации проездного билета (в том числе документа на право бесплатного проезда) на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда (ручной контроллер кондуктора или стационарный контроллер);

Пассажиры, у которых имеются проездные билеты длительного пользования либо документы на право бесплатного проезда на бумажной основе, обязаны предъявить их в развернутом виде при входе в салон кондуктору (водителю), не дожидаясь напоминания об этом.

Наличие документа на право бесплатного проезда или проездного билета длительного пользования не освобождает пассажира от обязанности оплачивать в установленном порядке провоз багажа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2011 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 года N 101-р.

16.2. Сохранять проездной разовый билет до конца поездки и предъявлять его, равно как и документы на право бесплатного проезда, по первому требованию лиц, имеющих право контроля.

В автобусах пригородных маршрутов сообщать, по требованию контролирующих лиц, пункт посадки в автобус и оплаченную стоимость проезда и провоза багажа.

16.3. В случае отсутствия проездного документа безоговорочно оплачивать проезд, провоз неоплаченного багажа и штраф, предварительно убедившись в наличии у контролера удостоверения на право контроля.

16.4. При входе в транспортное средство и выходе из него с ребенком, находящимся в коляске, взять его на руки.

16.5. При необходимости выхода на остановочном пункте «по требованию» заблаговременно предупредить об этом водителя (кондуктора).

16.6. При обнаружении в салоне транспортного средства забытых вещей, коробок и т.п., не трогая их, немедленно сообщить об этом кондуктору или водителю.

16.7. По прибытии на конечный остановочный пункт маршрута освободить салон.

16.8. Во избежание падений и получения травм во время движения транспортного средства держаться за поручни (пункт дополнительно включен с 22 февраля 2010 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 21 января 2010 года N 22-р).

16.9. Входить в салон и выходить из салона транспортного средства только после его полной остановки (пункт дополнительно включен с 22 февраля 2010 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 21 января 2010 года N 22-р).

17. Пассажир имеет право:

17.1. Провозить с собой бесплатно (абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2001 года распоряжением Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 7 февраля 2001 года N 18-р:

— детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения (абзац второй в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2010 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 21 января 2010 года N 22-р;

— одно место ручной клади, размер которого (по сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 120 см;

— мелких животных и птиц в клетках;

— собаку-проводника (в наморднике, на поводке и со специальным опознавательным знаком), сопровождающую инвалида-слепого при наличии у него документа на право пользования собакой-проводником;

— комнатно-декоративных собак при наличии у пассажира соответствующей справки ветучреждения;

— одну пару лыж (в чехлах), детские санки, детскую коляску на накопительной площадке;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2013 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года N 17-р.

— портативный газовый баллон емкостью до десяти литров.

17.2. Провозить за плату согласно тарифу:

— одно место ручной клади, размер которого (по сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 180 см;

— охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка и соответствующей справки ветучреждения на накопительной площадке.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2013 года распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 14 марта 2013 года N 17-р.

17.3. Требовать от проверяющего лица предъявления документов, удостоверяющих его право на проведение контроля, а при уплате штрафа — выдачу квитанции.

18. Пассажиру не разрешается:

— проезжать в городском пассажирском транспорте в нетрезвом состоянии или в пачкающей одежде, курить, высовываться из окон, ставить детей или помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза или механизмы для открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев), отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения, препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки;

— провозить в качестве багажа и ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, ядовитые, радиоактивные, едкие и зловонные вещества, ручную кладь, по сумме трех измерений превышающую 180 см или весом одного места свыше 60 кг, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);

— нарушать тишину и порядок в салоне;

— передавать свой проездной билет другому лицу.

Ответственность пассажира

19. Пункт исключен с 4 февраля 2014 года — распоряжение Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года N 8-р..

29. Не оплатившим проезд считается пассажир:

— некупивший своевременно разовый билет независимо от места нахождения кондуктора в салоне транспортного средства или не предъявивший его в момент контрольной проверки;

— проезжающий по просроченному или поддельному проездному документу;

— проезжающий по именному проездному документу, выданному другому лицу;

— проезжающий по льготному проездному документу, не дающему право проезда в наземном пассажирском транспорте Санкт-Петербурга.

21. За повреждение подвижного состава, порчу оборудования и инвентаря виновные несут материальную и иную ответственность в установленном законом порядке.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»